Бетанкур
Великий
Дорогие ребята!
Знакомы ли вы с самым знаменитым «русским испанцем», человеком, которого одинаково почитают и в Испании, и в России, - Августином Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделариа де Бетанкура и Молина. Не запомнили? Тогда называйте его Августином Августиновичем. Так обращались к нему русские друзья, ученики, коллеги и даже сам император Александр I.
Он принадлежал к уникальному роду, который берёт начало в Нормандии. В1403 году отчаянный нормандский рыцарь Жан де Бетанкур высадился на Канарах с пятьюдесятью матросами и стал первым королём Канарских островов.
Августин Бетанкур родился 1 февраля 1758 года на острове Тенерифе, самом большом из Канарского архипелага. В его семье талантливы были все: старший брат Августина Хосе тоже стал известным учёным, инженером и архитектором; сестра Мария помогла Августину в первом его изобретении (они вместе создали усовершенствованную прядильную машину).
Августин же был не просто талантлив, он был гениален! В 1779 году он уехал в Мадрид. Там он получал основы инженерного образования и одновременно учился в Академии изящных искусств. Бетанкур был одним из образованнейших людей в Испании. В возрасте 26 лет он стал академиком изящных искусств, и талантливого молодого человека командировали во Францию. Здесь он окунулся в кипучую научную жизнь, но особо интересовался созданием машин и механизмов для возведения зданий, мостов и портовых сооружений, для строительства дорог и каналов, рудников и шахт. В этой области Бетанкуру огромную помощь оказала Парижская школа мостов и дорог, которую он блестяще окончил в 1787 году. Чтобы ознакомиться с паровыми машинами, он побывал и в Англии, где изучал работу фабрик и заводов. К 30 годам Бетанкур стал крупным инженером-исследователем, был назначен на небывалое множество ответственных постов, отмечен всеми возможными наградами и премиями, стал почётным членом десятка европейских Академий и министром Испании.
Ну и при чём тут Россия?
Россия оказалась «спасательным кругом» для Августина Августиновича. Когда после прихода к власти в Испании короля Карла IV многие проекты Бетанкура оказались закрыты. Русский посол И. Муравьёв-Апостол убеждал императора Александра I немедленно пригласить Бетанкура в Россию.
Вот так и получилось, что в 1807 году Бетанкур приехал к нам и начал работать архитектором и инженером.
«Горячая десятка»,
рейтинг десяти самых значимых работ Бетанкура в России.
1. В 1809году в Санкт-Петербурге организован Институт Корпуса инженеров путей сообщения, которым Бетанкур руководил 15 лет.
2. В 1820 году по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа для подготовки младших специалистов: строителей и десятников, мастеров, чертёжников для ведомства путей сообщения. Это положило начало специального среднетехнического образования в России.
3. Когда в начале XIX века Нижний Новгород стал центром международной торговли, при участии Бетанкура был построен комплекс зданий Нижегородской ярмарки.
4. В 1816 году заработал первый в России лесопильный завод, оснащённый паровыми машинами, сконструированными Бетанкуром.
5. В 1818 году в Санкт-Петербурге вошла в строй построенная по проекту Бетанкура и под его непосредственным руководством Ассигнационная фабрика (ныне фабрика «Гознак»). Бетанкур разработал и специальный рецепт изготовления бумаги из русской пеньки и льняного тряпья, предложил рисунки купюр ассигнаций и особую технологию нанесения их на бумагу (иными словами, разработал первые средства защиты бумажных денег от подделки).
6. В 1821 году построен Исаакиевский наплавной мост, соединивший берега Невы. По этому образцу в после¬дующие годы возводились и другие наплавные мосты.
7. Особая роль Бетанкура в создании Исаакиевского собора -разработка механизмов для подъёма колонн. Позднее на их основе Огюст Монферран создал систему механизмов и деревянных конструкций для установки в 1832 году Александровской колонны на Дворцовой площади.
8. Под руководством Бетанкура организован Комитет для строений и гидравлических работ, который наблюдал за осуществлением крупных градо-строительных проектов в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске, Киеве.
9. Уникальным сооружением, возведённым по проекту Бетанкура в Москве, стал Манеж, открытый 30 ноября 1817 года. По размерам, конструкции и архитектуре Манеж не имел тогда равных в Европе.
10. Что же выбрать ещё? Установку памятников, реставрацию храмов, проекты возведения Волго-Донского канала, строительства Военно-Грузинской дороги, модернизации черноморских портов?...
Грандиозными были его планы, великими свершения, благодарными потомки...