В формировании трудолюбия у детей решающая роль принадлежит семье. Уже с первых месяцев ребенок наблюдает за деятельностью взрослых, и усваивает, хоть еще и неосознанно, что без труда не будет результатов. По мере того, как ребенок подрастает, овладевает двигательными умениями и навыками, родители приучают его к элементарным навыкам самообслуживания, посильному труду.
Желательно, чтобы родители спокойно и терпеливо показывали, что и как надо делать, помогали ребенку, когда требуется, проявляли снисходительность при неудачах и обязательно поощряли даже за небольшие достижения и успехи.
Ребенок пошел в школу, и у него появилась новая обязанность – учебная деятельность. Это серьезный труд, требующий больших волевых умственных и физических усилий. Если еще до школы ребенок приобрел привычку добросовестно выполнять порученное ему дело, доводить начатую работу до конца, все это поможет ему успешнее учиться в школе. Однако учеба в школе не должна быть поводом для освобождения детей от домашних обязанностей и дел. Постарайтесь найти им место в режиме дня вашего ребенка.
У ребенка, как и у каждого члена семьи, непременно должны быть постоянные обязанности по дому. Участие в домашнем труде будет способствовать воспитанию ответственности, впоследствии подготовке к самостоятельной жизни. Важно не только прививать детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Ведь желание повторить успех будет стимулировать у ребенка потребность в труде.
Советы родителям:
- Прежде чем дать поручение ребенку, покажите ему образец правильного выполнения поручения или выполните вместе.
- Давая поручения ребенку, желательно учитывать его возможности, интересы.
- Помните, в трудовом воспитании важен пример взрослых.
- Старайтесь быть последовательными в своих требованиях.
- Чаще поощряйте ребенка за самостоятельность, инициативу.
- Хвалите ребенка за хорошо выполненные поручения.
- Обязательно учите ребенка уважать труд других людей.
- Не желательно делать за ребенка то,
что он в состоянии сделать сам.